Методика

Buhweb – компания, предоставляющая бухгалтерские, юридические и финансовые услуги.

На сайте компании представлено несколько методик, облегчающих понимание различных процессов, происходящих в любой организации.

Так, например, методика структурной диаграммы учета (СДУ), взаимосвязанной с циклом получения прибыли (ЦПП), разработана с целью облегчения понимания хозяйственного и производственного процесса. Взяв эти данные за основу, можно составить целую бизнес-модель, с помощью которой получится сформировать наиболее точную оценку финансового состояния организации.

Графическое изображение договора помогает проследить выполнение условий сделки и проанализировать ее выгодность.

Согласно методике хозяйственной деятельности с точки зрения логики управления, можно оценить влияние действий персонала на результат деятельности всей организации.

Другие статьи также относятся к Бизнес-тематике и открывают понимание известных процессов и процедур с новой, познавательной стороны.


Другие статьи:
Цикл Получения Прибыли (ЦПП).
Идеальный Цикл Получения Прибыли (ЦПП).
Графическое изображение Договора.
Производственный процесс и СДУ.
СДУ — Структурная Диаграмма Учёта (понятийный аппарат).
План счетов. Бизнес-Мишень.
СМД схема. Выступление на Клубе Менеджмента.
Экономическая Парадигма.
Эконопрам.


 

Хозяйственная деятельность с точки зрения логики управления

Управление заключается в организации такого воздействия на предмет, чтобы получившийся в результате продукт наиболее близко соответствовал поставленной ранее цели, а в идеале полностью достигал ее. Такое управление считается «успешным».

Представим себе управленческую деятельность.


экономика (от греч. oikonomia) — управление хозяйством (или буквально: ойкос — дом, хозяйство; номос — закон).


Для измерения успеха управления используем ось целей Z. На нее проецируется поставленная перед управлением цель Z(0). Результат управления также имеет свою проекцию на ось целей и представляет достигнутую цель Z(k-1).

Для сравнимости результата с поставленной целью необходимо пользоваться одинаковыми стандартами представления. Иначе будет невозможно оценить положение результата относительно цели. Для определения последовательности событий и интервалов между ними используем ось времени t.

Предмет(S) управления под воздействием(А) средств(F) преобразуется в продукт(P). Это может выражаться в изменении положения предмета в пространстве или его состояния. Средствами воздействия на предмет во всех случаях являются люди. Именно им присуща возможность действовать.

Действие обладает протяженностью во времени, имеет момент начала действия (t0) и момент окончания действия (t1). Идеальное действие однозначно ведет к получению заранее обусловленного (целью) продукта.

Однако в реальности не все обстоит так гладко.

Причина этого кроется в существовании «мотива»(M), сопровождающего действие. Мотив можно определить как набор субъективных (личных) целей, не имеющих непосредственного отношения к производимому действию, однако косвенно влияющих на него. Именно мотив отклоняет действие от идеальной траектории, и, как следствие, ведет к получению искаженного продукта.

Чтобы сравнить полученный продукт с поставленной целью, он должен быть представлен в форме, сравнимой с поставленной целью. Такое представление продукта мы называем «результатом»(R). Представление результата иногда происходит вместе с получением продукта, однако чаще этот процесс требует времени. Представление продукта в результат начинается после получения продукта (t1) и заканчивается при получении результата (t2). Чем меньше отрезок времени (t1, t2), тем эффективнее организован процесс представления продукта.

Хозяйственная деятельность коммерческой фирмы подлежит постоянному управлению. Без управления вряд ли возможно достижение целей фирмы, да и само ее существование может быть поставлено под вопрос. Для понимания механизма управления воспользуемся описанной моделью.

Изложим управленческую деятельность в экономических терминах. Что является предметом управления фирмы? Для ответа на этот вопрос надо проанализировать ту информацию, благодаря которой мы создаем (и меняем) свое представление о фирме в определенное время. К этому, безусловно, относятся сведения об активах компании. Сколько их, какова их структура, как различные виды активов соотносятся друг с другом. Не слишком ли велик тот или иной актив, есть ли нужда в другом? Такие вопросы интересуют профессионального управляющего, акционера, партнера, инвестора. Обязательства компании также непосредственно влияют на создание представления о фирме. Есть ли кредиты, какова их, сумма, на долго ли они выданы? Велика ли сумма текущей задолженности, позволяют ли активы своевременно гасить ее? Величина собственных средств, пожалуй, самый важные показатель из перечисленных. Зная подробности об их наличии и составе, можно обрести уверенность в фирме или начать за нее беспокоиться. Ведь ради увеличения собственных средств и создается любое коммерческое предприятие.

Итак, сведения о трех частях: активах, обязательствах и собственных средствах — составляют наш интерес о состоянии фирмы. Где их найти? Ответ прост: в балансе предприятия.


хозяйство фирмы — активы, обязательства и собственные средства


Однако баланс, лист бумаги, испещренный мелкими цифрами, вовсе не является объектом управления фирмы. Баланс лишь отражает положение вещей в компактной форме. Сведения о состоянии всего хозяйства огромной фирмы, ведущей деятельность в нескольких местах, умещается на единственном листе бумаги с названием «Баланс». Таким образом, объектом управления являются активы, обязательства и собственные средства фирмы. Все это и составляет «хозяйство» фирмы.


баланс — способ представления состояния хозяйства фирмы


Вряд ли можно исправить состояние дел, быстро изменив две — три цифры на листе бумаги. Для такого исправления надо изменить состояние самих объектов, сведения о которых изложены в балансе. Как можно воздействовать на состояние хозяйства? Кто способен его изменить? Конечно, сотрудники фирмы, ее персонал. Именно в этом заключается их работа.

Благодаря персоналу фирма способна получать продукт. Действия людей ведут к его появлению. Можно усомниться в этом, глядя на движения робота, установенного на сборочном конвейере. Ведь он не человек, а создает продукт. Но сомнения исчезнут как только мы вспомним о многолетнем труде ученых и инженеров, создавших этого робота. Именно их труд теперь создает продукт.

Существует ли мотив в хозяйственной деятельности фирмы?

Если учесть, что мотив сопровождает любое действие человека, следовательно и у любого работника фирмы его действия на работе сопровождаются мотивом. Сумма(векторная) мотивов всех сотрудников фирмы образуют групповой мотив, сопровождающий хозяйственную деятельность. Главное негативное (с точки зрения хозяйственной деятельности фирмы) свойство мотива заключается в отклонении действий (суть работы) персонала от предписанного направления. И если действия одного человека можно скорректировать достаточно легко, то в случае большой численности персонала фирмы это будет сделать гораздо труднее, а часто просто невозможно. Этому посвящены книги о философии фирмы, мотивации персонала и другие полезные труды. Для нас важно осознать существование и место мотива в хозяйственной деятельности фирмы.

Действия персонала приводят к образованию продукта. Причем это не обязательно может быть продукция фирмы, которую охотно купят. С точки зрения управления хозяйством испорченное оборудование тоже является «продуктом» действия персонала. Продукт действия персонала необходимо выражается в изменении денежного выражения состояния хозяйства. Из чего следует, что действия, не изменяющее ни один элемент хозяйства не может считаться действием (с точки зрения управления). В качестве примера представим два действия: выдача со склада пачки бумаги и протирание пыли на стеллаже того же склада. Первое действие привело к изменению состояния склада, второе — нет.

Действие есть элемент хозяйственной деятельности. Из этого следует, что предметом является хозяйство. Под воздействием хозяйственной деятельности состояние хозяйства изменяется. Измененное состояние хозяйства отражается в балансе. Опираясь на определение о том, что действие есть форма человеческой активности, становится понятно содержание средств — это персонал организации. Логично предположить существование мотива у персонала организации. Очевидно, что цель хозяйственной деятельности есть план предприятия.

Схематически все это выглядит таким образом:

Существует отображение продукта R в момент t1. Заменив значение t1 на t0, заметим что продукт становится предметом. При этом отображение R продолжает существовать. Логично предположить существование отображения предмета по форме идентичное отображению результата. При использовании учетной терминологии такой вывод становится очевидным — баланс хозяйства существует на любой момент хозяйственной деятельности. Учитывая, что способ отображения состояния хозяйства не меняется от момента t0 до t1 и состояние изменилось, положение баланса в t0 будет отлично от положения баланса в t1 на оси Z.

Предполагая, что действия проводятся для достижения цели и с результатом приближения к ней, следует заключить, что баланс t0 будет расположен дальше от цели, чем баланс t1.

Какова судьба средств в момент t1?

При подстановке в качестве средств персонала организации, становится очевидным наличие средств в момент времени t1 равно как и в t0. Опираясь на положение всеобщего закона сохранения и учитывая, что состояние хозяйства изменилось, следует заключить, что средства так же изменились. В отношение персонала это означает уменьшение по крайней мере доступного времени ресурса (время жизни). Но, принимая время трудовой жизни человека за бесконечно большую величину по отношению к рассматриваемому отрезку времени t0t1, можно считать состояние персонала постоянным.

Восстановим выявленные пробелы.

В модели остался неопределенным один элемент — стрелка, связывающая хозяйство с балансом. Это есть процесс учета. Графическая модель диктует определение учета:


Учет есть способ отражения состояния хозяйства в определенную систему.


Такую систему в изображенной модели образует баланс, а в общем случае совокупность систем документооборота, рабочего плана счетов, учетной политики, внутренней и внешней отчетности.


Другие статьи:

Цикл Получения Прибыли (ЦПП).
Идеальный Цикл Получения Прибыли (ЦПП).
Графическое изображение Договора.
Производственный процесс и СДУ.
СДУ — Структурная Диаграмма Учёта (понятийный аппарат).
План счетов. Бизнес-Мишень.
СМД схема. Выступление на Клубе Менеджмента.
Экономическая Парадигма.

 

© Copyright 1994 BuhWeb